Пятница
27.12.2024
06:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личный сайт Ярощук Марии Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [5]
Новости ЕГЭ [6]
Классное руководство [4]
Новости ГИА [0]
О воспитании [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 217

Главная » Статьи » Мои статьи

Практико-ориентированное содержание школьного математического образования

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения включают в себя не только требования к знаниям, к уровню воспитанности и развития личности, но и к условиям образования. Таким образом, система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов с широким научным мировоззрением, основанным на прочных знаниях и жизненном опыте, готовых к применению полученных знаний и умений в процессе своей профессиональной деятельности.

Стандарты нового поколения отводят особую роль математике, как одной из фундаментальных наук. Меняется и взгляд на содержание математического образования. Основное внимание в настоящее время направлено на развитие способности обучающихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты, находить в справочниках и применять необходимые формулы, пользоваться многофункциональной вычислительной техникой, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде диаграмм, таблиц, графиков, составлять несложные алгоритмы, анализировать статистические данные и др.

В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.

Практико-ориентированная деятельность – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса математики с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для решения практических задач.

Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний, умений и навыков в процессе своей жизни.

Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают задачи с практическим содержанием, то есть практико-ориентированные задания.

Дидактические цели практико-ориентированных заданий:

  • формирование ЗУН;
  • изучение новых методов учебных исследований;
  • закрепление и углубление теоретических знаний;
  • развитие самостоятельности и инициативности.

Практико-ориентированные задания бывают трёх видов:

  1. аналитические (определение цели, выбор условий и способов решения, анализ средств достижения цели);
  2. подготовительные (планирование и организация групповой и индивидуальной работы);
  3. оценочные (формирование действий оценки результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности).

Задачи с практическим содержанием включены: в КИМы экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике базового уровня, в КИМы экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике профильного уровня (задания № 1-4, № 10, № 11 и № 17 (на сложные проценты)); в экзаменационные варианты ОГЭ для учащихся 9-х классов  (модуль «Реальная математика»).

Но применение таких задач в качестве средства реализации практико-ориентированного обучения математике в настоящее время является затруднительным. Если в школьных учебниках математики для 5-6 класса встречается достаточное количество задач с практическим содержанием, то в учебниках у старшеклассников их практически нет, а в методических пособиях эти задачи встречаются также крайне редко. Недостаточно разработано методик использования и составления таких задач при обучении математике.

Поэтому я, как и многие учителя, тоже столкнулась с проблемой необходимости составления и определения места задач с практическим содержанием на уроках математики.

При составлении заданий я ориентируюсь на требования:

  • задачи должны соответствовать программе курса и служить достижению цели обучения;
  • вводимые в задачу понятия и термины должны быть доступными для учащихся;
  • способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приёмам и методам.

В своей работе я применяю следующие способы реализации задач с практическим содержанием:

  • алгоритм составления задач;
  • методы использования задач на разных этапах урока;
  • мониторинг качества математической подготовки учащихся и интереса к предмету.

Алгоритм составления практико-ориентированных задач:

  1. определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе;
  2. определить виды информации для составления задачи;
  3. определить содержание задачи;
  4. определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации;
  5. определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).

Методы использования задач на разных этапах урока: словесные, наглядные, практические. Они не только повышают мотивацию учения,   но и развивают умственную и творческую деятельность учащихся, вызывают заинтересованность и показывают взаимосвязь между математикой и другими дисциплинами.

Систематическая работа по решению практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов и методов дают положительные результаты.

На основании мониторинга учебных достижений учащихся, наблюдаются стабильные результаты качества знаний.

Таким образом, если при обучении математике целенаправленно и систематически использовать задания с практическим содержанием, то у учащихся возрастёт интерес к предмету и повысится качество математической подготовки.

Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Практико-ориентированное содержание школьного математического образования позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: yaroshchukmaria (05.01.2017) | Автор: Ярощук Мария Анатолиевна
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz