ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения включают в себя не только требования к знаниям, к уровню воспитанности и развития личности, но и к условиям образования. Таким образом, система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов с широким научным мировоззрением, основанным на прочных знаниях и жизненном опыте, готовых к применению полученных знаний и умений в процессе своей профессиональной деятельности.
Стандарты нового поколения отводят особую роль математике, как одной из фундаментальных наук. Меняется и взгляд на содержание математического образования. Основное внимание в настоящее время направлено на развитие способности обучающихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты, находить в справочниках и применять необходимые формулы, пользоваться многофункциональной вычислительной техникой, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде диаграмм, таблиц, графиков, составлять несложные алгоритмы, анализировать статистические данные и др.
В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.
Практико-ориентированная деятельность – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса математики с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для решения практических задач.
Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний, умений и навыков в процессе своей жизни.
Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают задачи с практическим содержанием, то есть практико-ориентированные задания.
Дидактические цели практико-ориентированных заданий:
- формирование ЗУН;
- изучение новых методов учебных исследований;
- закрепление и углубление теоретических знаний;
- развитие самостоятельности и инициативности.
Практико-ориентированные задания бывают трёх видов:
- аналитические (определение цели, выбор условий и способов решения, анализ средств достижения цели);
- подготовительные (планирование и организация групповой и индивидуальной работы);
- оценочные (формирование действий оценки результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности).
Задачи с практическим содержанием включены: в КИМы экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике базового уровня, в КИМы экзаменационных вариантов ЕГЭ по математике профильного уровня (задания № 1-4, № 10, № 11 и № 17 (на сложные проценты)); в экзаменационные варианты ОГЭ для учащихся 9-х классов (модуль «Реальная математика»).
Но применение таких задач в качестве средства реализации практико-ориентированного обучения математике в настоящее время является затруднительным. Если в школьных учебниках математики для 5-6 класса встречается достаточное количество задач с практическим содержанием, то в учебниках у старшеклассников их практически нет, а в методических пособиях эти задачи встречаются также крайне редко. Недостаточно разработано методик использования и составления таких задач при обучении математике.
Поэтому я, как и многие учителя, тоже столкнулась с проблемой необходимости составления и определения места задач с практическим содержанием на уроках математики.
При составлении заданий я ориентируюсь на требования:
- задачи должны соответствовать программе курса и служить достижению цели обучения;
- вводимые в задачу понятия и термины должны быть доступными для учащихся;
- способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приёмам и методам.
В своей работе я применяю следующие способы реализации задач с практическим содержанием:
- алгоритм составления задач;
- методы использования задач на разных этапах урока;
- мониторинг качества математической подготовки учащихся и интереса к предмету.
Алгоритм составления практико-ориентированных задач:
- определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе;
- определить виды информации для составления задачи;
- определить содержание задачи;
- определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации;
- определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).
Методы использования задач на разных этапах урока: словесные, наглядные, практические. Они не только повышают мотивацию учения, но и развивают умственную и творческую деятельность учащихся, вызывают заинтересованность и показывают взаимосвязь между математикой и другими дисциплинами.
Систематическая работа по решению практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов и методов дают положительные результаты.
На основании мониторинга учебных достижений учащихся, наблюдаются стабильные результаты качества знаний.
Таким образом, если при обучении математике целенаправленно и систематически использовать задания с практическим содержанием, то у учащихся возрастёт интерес к предмету и повысится качество математической подготовки.
Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Практико-ориентированное содержание школьного математического образования позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. |