Четверг
09.05.2024
01:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личный сайт Ярощук Марии Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [5]
Новости ЕГЭ [6]
Классное руководство [4]
Новости ГИА [0]
О воспитании [2]

Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ по математике?
Всего ответов: 186

Главная » Статьи » Мои статьи

Творческая деятельность учащихся. Развитие мышления через исследовательскую деятельность

Творческая деятельность учащихся. Развитие мышления через исследовательскую деятельность

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.

 

Л. Н. Толстой

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.


Задача перед школой состоит в создании таких условий, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере своей будущей деятельности он склонен и наиболее способен.

Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

Поэтому, пять лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.

И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, предложила своим ученикам принять участие в исследовательской работе.

Составной частью исследовательской деятельности является написание курсовой работы.

Курсовая работа – исследование, выполняемое учащимися в течение учебного года.

Основная цель – развитие креативного и коммуникативного потенциала личности, а также формирование навыков исследовательского и творческого мышления.

Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.

Учащиеся выполняющие творческие курсовые работы учатся:
работать с литературой;
обобщать выводы;
выступать перед аудиторией, вести дискуссию;
выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

По моим наблюдениям учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, начинают творчески мыслить.

Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения творческих и исследовательских курсовых работ по математике:

I этап – выбор темы исследования, постановка задач;

II этап – постановка целей и задач исследования;

III этап – сбор информации, работа с литературой (учебные пособия, книги, архивы, энциклопедии, Интернет и т.д.);

IV этап – выбор методов исследования; работа по выбранной теме; индивидуальные консультации;

V этап – формулирование выводов;

VI этап – оформление результатов исследования, творческий подход при создании презентации к курсовой работе;

VII этап – защита курсовой работы на школьной научно-практической конференции.

Несомненно, обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня, как учителя, — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Поэтому роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
При выявлении детей, предрасположенных к исследовательской работе, моя роль чаще доминирующая.
При определении темы – я выступаю в роли консультанта.
При выполнении работы – я снова являюсь консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
При защите работ, учитель и учащиеся — равноправные партнеры.

Учителю надо помнить, что когда ученику позволяется самостоятельно что-то открыть или изобрести, то развивается его творческое мышление.

Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.

Мои ученики для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.

Завершающим этапом в разработке курсовой работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которая проходит в апреле-мае.

И хотя исследовательской деятельностью я с учениками занимаюсь всего лишь пятый год, успехи в этой области уже есть. Исследовательские работы в области математики очень интересны ребятам. У меня большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.

"Творчество не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес...”

Представляю вашему вниманию творческие работы моих учеников:



Источник: http://festival.1september.ru/articles/577565/
Категория: Мои статьи | Добавил: yaroshchukmaria (15.02.2012) | Автор: Ярощук Мария Анатолиевна
Просмотров: 2823 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz