Выступление на городском совещании работников образования 28 августа 2013 года по теме
"Организация обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ № 1 города Лермонтова"
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время государственная политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия.
Российское законодательство расширяет гарантии доступа ребенка к образованию, так, в соответствии со ст. 43 Конституции РФ «каждому гарантируется право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность образования ....»
Поэтому сегодня одним из направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья именно школа является одним из важных факторов социализации. Однако многие дети не имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками. Школьные нагрузки часто тяжелы и для здорового ребенка, а для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) они порой становятся непосильными. Нагрузкой является не только сама учеба, но и условия пребывания в школе.
В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационных технологий.
Образование, полученное с использованием дистанционных технологий ничем не уступает традиционному. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо. В зависимости от успехов ученика может применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.
Сегодня «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» определено как одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование», предусматривающее создание в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ. Не осталась в стороне и наша Школа, в прошлом учебном году мы также вступили в данный проект.
В нашей школе обучается ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На момент введения дистанционного обучения девочка являлась учащейся 9-го класса.
Для внедрения дистанционного обучения в МБОУ СОШ №1 г. Лермонтова были проведены следующие мероприятия:
-
Создана необходимая нормативно-правовая база.
-
Оборудован кабинет дистанционного обучения с хорошо оснащенными рабочими местами для учителей.
-
Заключен договор и проведены занятий с родителями, на которых их познакомили с технической и методической сопровождающей дистанционного обучения.
-
В семью, для обучения девочки, выдан комплект оборудования. В комплект входит: компьютер, принтер, сканер, графический планшет, цифровая Web-камера, микрофон, колонки, конструктор по началам прикладной информатики и робототехники, фотокамера, электронный микроскоп. Компьютерный комплект оснащён современной операционной системой Macintosh, программным обеспечением и цифровым учебным оборудованием для проведения уроков, подключён к сети Интернет. Оборудование передано родителям (законным представителям) в безвозмездное пользование на полный срок обучения в общеобразовательной школе.
-
Учитывая особенности и возможности ребенка была произведена корректировка календарно-тематического планирования, разработана Индивидуальная образовательная программа, составлен график дистанционных и индивидуальных занятий по математике.
-
Я, как сетевой преподаватель, прошла краткосрочное обучение по образовательной программе «Устройство и эксплуатация компьютерного и сетевого оборудования» и «Прикладные программные средства» (г.Москва), а так же курсы повышения квалификации по программе «Применение средств ИКТ для дистанционного образования детей-инвалидов».
Учебный процесс был основан на интеграции очного обучения (индивидуальное обучение на дому) и уроков, которые проходили с применением дистанционных технологий используя электронный образовательный ресурс i-Школа.
Электронный образовательный ресурс i-Школа позволяет применять новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т.д. как в режиме реального времени, так и off-line.
На уроках применялись несколько форм работы с ребенком, среди которых Skype-занятия, web-занятия. Девочка самостоятельно изучала образовательный ресурс, выполняла задания, а я, как сетевой-преподаватель, его проверяла и давала рецензию выполненному заданию. Весь материал курса математики разбит на уроки. Каждый урок рассчитан на 40 мин и включает:
Технические возможности используемого компьютерного оборудования позволили ученице не только использовать информационные ресурсы Интернета для обучения, но и участвовать в различных проектах и конкурсах, организованных Ставропольским центром дистанционного обучения детей-инвалидов. Наташа стала победителем краевого конкурса детских компьютерных работ «Мир вокруг нас» в номинации «Фотоколлаж» и приняла активное участие в краевом флеш-мобе фотооткрыток «А из нашего окна».
Благодаря внедрению в учебный процесс дистанционной формы обучения, учащаяся успешно прошла государственную итоговую аттестацию, экзамен по математике сдала на «отлично».
По мнению экспертов ФГОС, современный учитель - это не тот, кто вложит в голову ребенка массу знаний, а тот, кто научит его эти знания получать, находить, обрабатывать и применять.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы в полном объеме. |