Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л. Н. Толстой
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Задача перед школой состоит в создании таких условий, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере своей будущей деятельности он склонен и наиболее способен.
Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их можно получить, то есть самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.
Для того чтобы сделать обучение более качественным, значимым и творческим, необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.
Поэтому шесть лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.
И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, я стала приобщать своих учеников к учебно-исследовательской работе.
Для меня отправным пунктом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность послужила выдвинутая Л. С. Выготским идея о том, что «один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка».
И поэтому тема моей работы стала «Развитие навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по математике».
Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность развивает личность, а не ведёт к получению объективно нового результата, как в «большой» науке.
Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, жаждущей получать всё новые и новые знания, обладающей навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.
Такая деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
-
развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся и выработать у них исследовательские навыки;
-
сформировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
-
выявить одарённых учащихся и обеспечить реализацию их творческого потенциала;
-
воспитать целеустремлённость и системность в учебной деятельности;
-
помочь в профессиональной ориентации и в самоутверждении учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.
Приобщение учащихся старших классов к учебным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности. Старшеклассники в процессе исследования должны не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности. Читать дальше >>> |